Шевченко Елена Фёдоровна
Персональный сайт воспитателя детского сада "Лучистый" г.Брянск

Конспект занятия в подготовительной группе
«СНЕГИРИ НА ВЕТКАХ»

Цель:
1. Закрепить зимующих птиц;
2. Рисование в технике тычка щетинистой кистью.

Задачи:
Упражнять детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах;

Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка;

Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);

Знакомить детей с понятием цвета и композиции;

Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.

Планируемые результаты: имеет представление о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; умеет работать в технике тычка щетинистой кистью; умеет использовать вспомогательные линии для построения рисунка, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятелен в выборе материалов для работы.

Материалы и оборудование: бумага А4, гуашь, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки, палитра.

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах, речевая игра «Сколько ошибок сделал художник?», игры на узнавание предметов по описанию, народные игры, знакомство с силуэтами различных птиц; подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).

Содержание организованной деятельности детей:

1.Вводное слово педагога

Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

- Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу?

Дети - Птицы не поют.
Воспитатель – Почему не поют птицы?

Дети - Улетели в тёплые края.
Воспитатель - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети – Перелётные

Воспитатель – Ребята я вижу здесь птиц (на ёлках предметные картинки с изображением зимующих птиц).

Воспитатель- Значит, не все птицы улетели.

Воспитатель - А как называют птиц, которые остались зимовать?

Ответ детей: зимующие

(Рассматриваем на ёлке птиц. Называют птиц, которые остались зимовать).

Воспитатель: Ребятки, занимаем свои места, а я вам хочу загадать загадку про птичку которой здесь нет.

Загадка: Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь).

2. Беседа педагога с детьми.

На мольберте – иллюстрации стайки снегирей на ветках рябины и среди еловых веток.

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес…

Воспитатель - Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей.

- Ребята, что вы знаете о снегирях.

- Ребёнок - У нее голубовато-серая спинка, черная шапочка, подбородок, крылья и хвост, белое надхвостье и полоса на крыле.

- Ребёнок - У самцов ярко-красная грудка. А у самок - серая. Воспитатель - Какой формы и цвета клюв?

Ответ детей: клюв треугольной формы, серого цвета

Воспитатель - Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв?

Ответ детей - что бы доставать семена из шишек. Воспитатель - Как вы думаете, чем еще может питаться снегирь?

Ответ детей - засохшими ягодами рябины. Воспитатель - Видели вы этих красивых птиц?

Ребёнок - иногда они прилетают в город, поближе к людям в поисках пищи. И остаются благодарны всем тем, кто подкармливает их, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки. Воспитатель - У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед.

3. Практическая часть.

- Воспитатель – Ребята, а вы хотите нарисовать таких красивых снегирей

- Рисовать мы их будем так-же, как синичек и воробушек.

- Давайте вспомним, с чего мы начнём рисовать

Ребёнок – используя наклонные линии

Воспитатель – Да, наши линии будут вспомогательные. По мере того как ребёнок проговаривает, как рисовать, воспитатель вывешивает схему образца

Ребёнок - Под ней полукруг – это животик и грудь

Ребёнок – Округлой непрерывной линией обозначаем голову и спинку. Переходим на хвост - он немного расширяется на конце

Ребёнок - затем рисуем крылья, клюв, глаза, лапки.

Воспитатель - Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях зимнего леса нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги?

- Положите ладошки туда, где будут расположены ваши птицы.

- Вы можете нарисовать двух птиц и больше, но помните, чем больше количество птиц, тем меньше должен быть их размер.

- Заранее решите, где вы нарисуете снегирей, а где самку. Для нее нам понадобится серая краска. Как ее сделать?

Ребёнок: смешать на палитре черный и белый цвет.

(пальчиковая гимнастика)

Стайка

Пой-ка, подпевай-ка,
Прилетела стайка
Это птичка – соловей,
Это птичка – воробей,
Это птичка – скворушка,
Пёстренькое пёрышко.
Ну, а эта – коршун злой.
Птички, птички, все домой!

Воспитатель - Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Клюв, лапки и глаз рисуем тонкой беличьей кистью. Не забываем про белые и серые детали. Щетинистую кисть мы используем для рисования способом тычка - грудки снегиря.

- Не забывайте, что наши снегири не висят в воздухе, а сидят на веточках рябины или еловых ветках. (еловую веточку рисуем щетинистой кистью способом тычка, ветку рябины ватными палочками).

Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия.

Физкультминутка

Снегири в лесу кружатся,
На поляну все садятся,
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и лес. Ура! Ура!
Нам на веточки пора,
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!

4. Итог

Воспитатель - Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири.

Воспитатель (вызывает ребёнка к доске и спрашивает его)

- Какой снегирь тебе понравился больше всех и чем?

(Дети оценивают работы своих товарищей)

- А сейчас мы пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работам