Конспект занятия в подготовительной группе
«СНЕГИРИ НА ВЕТКАХ»
Цель:
1. Закрепить зимующих птиц;
2. Рисование в технике тычка щетинистой кистью.
Задачи:
Упражнять детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах;
Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка;
Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);
Знакомить детей с понятием цвета и композиции;
Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.
Планируемые результаты: имеет представление о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; умеет работать в технике тычка щетинистой кистью; умеет использовать вспомогательные линии для построения рисунка, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятелен в выборе материалов для работы.
Материалы и оборудование: бумага А4, гуашь, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки, палитра.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах, речевая игра «Сколько ошибок сделал художник?», игры на узнавание предметов по описанию, народные игры, знакомство с силуэтами различных птиц; подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).
Содержание организованной деятельности детей:
1.Вводное слово педагога
Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
- Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу?
Дети - Птицы не поют.
Воспитатель – Почему не поют птицы?
Дети - Улетели в тёплые края.
Воспитатель - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети – Перелётные
Воспитатель – Ребята я вижу здесь птиц (на ёлках предметные картинки с изображением зимующих птиц).
Воспитатель- Значит, не все птицы улетели.
Воспитатель - А как называют птиц, которые остались зимовать?
Ответ детей: зимующие
(Рассматриваем на ёлке птиц. Называют птиц, которые остались зимовать).
Воспитатель: Ребятки, занимаем свои места, а я вам хочу загадать загадку про птичку которой здесь нет.
Загадка: Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь).
2. Беседа педагога с детьми.
На мольберте – иллюстрации стайки снегирей на ветках рябины и среди еловых веток.
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес…
Воспитатель - Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей.
- Ребята, что вы знаете о снегирях.
- Ребёнок - У нее голубовато-серая спинка, черная шапочка, подбородок, крылья и хвост, белое надхвостье и полоса на крыле.
- Ребёнок - У самцов ярко-красная грудка. А у самок - серая. Воспитатель - Какой формы и цвета клюв?
Ответ детей: клюв треугольной формы, серого цвета
Воспитатель - Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв?
Ответ детей - что бы доставать семена из шишек. Воспитатель - Как вы думаете, чем еще может питаться снегирь?
Ответ детей - засохшими ягодами рябины. Воспитатель - Видели вы этих красивых птиц?
Ребёнок - иногда они прилетают в город, поближе к людям в поисках пищи. И остаются благодарны всем тем, кто подкармливает их, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки. Воспитатель - У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед.
3. Практическая часть.
- Воспитатель – Ребята, а вы хотите нарисовать таких красивых снегирей
- Рисовать мы их будем так-же, как синичек и воробушек.
- Давайте вспомним, с чего мы начнём рисовать
Ребёнок – используя наклонные линии
Воспитатель – Да, наши линии будут вспомогательные. По мере того как ребёнок проговаривает, как рисовать, воспитатель вывешивает схему образца
Ребёнок - Под ней полукруг – это животик и грудь
Ребёнок – Округлой непрерывной линией обозначаем голову и спинку. Переходим на хвост - он немного расширяется на конце
Ребёнок - затем рисуем крылья, клюв, глаза, лапки.
Воспитатель - Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях зимнего леса нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги?
- Положите ладошки туда, где будут расположены ваши птицы.
- Вы можете нарисовать двух птиц и больше, но помните, чем больше количество птиц, тем меньше должен быть их размер.
- Заранее решите, где вы нарисуете снегирей, а где самку. Для нее нам понадобится серая краска. Как ее сделать?
Ребёнок: смешать на палитре черный и белый цвет.
(пальчиковая гимнастика)
Стайка
Пой-ка, подпевай-ка,
Прилетела стайка
Это птичка – соловей,
Это птичка – воробей,
Это птичка – скворушка,
Пёстренькое пёрышко.
Ну, а эта – коршун злой.
Птички, птички, все домой!
Воспитатель - Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Клюв, лапки и глаз рисуем тонкой беличьей кистью. Не забываем про белые и серые детали. Щетинистую кисть мы используем для рисования способом тычка - грудки снегиря.
- Не забывайте, что наши снегири не висят в воздухе, а сидят на веточках рябины или еловых ветках. (еловую веточку рисуем щетинистой кистью способом тычка, ветку рябины ватными палочками).
Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия.
Физкультминутка
Снегири в лесу кружатся,
На поляну все садятся,
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и лес. Ура! Ура!
Нам на веточки пора,
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
4. Итог
Воспитатель - Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири.
Воспитатель (вызывает ребёнка к доске и спрашивает его)
- Какой снегирь тебе понравился больше всех и чем?
(Дети оценивают работы своих товарищей)
- А сейчас мы пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работам