Шевченко Елена Фёдоровна
Персональный сайт воспитателя детского сада "Лучистый" г.Брянск

Конспект занятия
по познавательному развитию в старшей группе
«Одежда наших предков»

Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

Словарная работа: народный костюм, сарафан, передник, рубаха-косоворотка, опояска, опоясываться, кушак, оберег, вышивка «крестом», нитки - мулине.

Материал: русские народные костюмы (женская рубаха, сарафан, передник, рубаха – косоворотка),образцы работ вышивки крестом, лента для плетения пояса, образцы льняной ткани(разными способами окрашивания).

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Русский народный костюм», рассматривание различных видов тканей, декорирование шаблона : рубахи, сарафана, кокошника. Чтение пословиц, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Разучивание русских народных хороводных песен.

Ход занятия: Дети, воспитатель под музыкальное сопровождение входят в зал (хороводная музыка). Дети стали в полукруг. Дети в русских народных костюмах, воспитатель в русской народной одежде.

Воспитатель:
- Ребята, какие вы сегодня нарядные, на вас необычная одежда.
- Девочки, во что вы одеты?
- А вы, мальчики?

Дети:
В русский народный костюм.

Воспитатель:
Да, вы одеты в русский народный костюм. В костюмы которые носили давным-давно наши прабабушки и прадедушки.

Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей была довольно простой, удобной и красивой.

Воспитатель:
Кто может сказать: из какой ткани шили одежду?

Загадка:
Из земли вырастало, весь мир одевало.

Дети:
из льняной.

Воспитатель:
Правильно, из льняной. Её ткали из льняных нитей. Именно из льняной ткани сшит этот сарафан (достать из короба надетый на «плечики» женский народный костюм. Рубаха сверху – сарафан).

Воспитатель:
подумайте, чем льняная ткань хороша, в чём её недостаток?

Дети:
Хороша, потому что эта ткань экологически чистая, нити, из которых её ткут, спрядены из растения, изо льна.

Воспитатель:
В одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит»

Воспитатель:
А Недостаток?

Дети:
Недостаток в том, что ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается.

Воспитатель:
В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, учёные придумали добавлять к льняным нитям тонкие искусственные нити. Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань?

Дети:
Серый.

Воспитатель:
Правильно серый цвет (показ неокрашенной льняной ткани)

Воспитатель:
Ткань этого сарафана окрашена.( Дети рассматривают льняную окрашенную ткань разных цветов). Как вы думаете что означает красный цвет ткани?

Дети:
Тепло, праздник, радостное настроение, красоту.

Воспитатель:
Да, молодцы и сарафан красного цвета одевали на праздник.

Воспитатель:
- Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов.
- Жёлтый цвет олицетворял Солнце, богатство, сарафан жёлтого цвета носили богатые люди.
- Голубой цвет – символ неба, молодости, сарафаны голубого цвета носили молодые девушки.

Воспитатель:
А что означал коричневый цвет ткани?

Дети:
Правильно, землю-кормилицу.

Воспитатель:
Да, ребята и коричневый сарафан одевали когда шли работать в поле.

Воспитатель:
Ребята, а что одевали женщины под сарафан? (снять с плечиков сарафан и демонстрировать рубаху)

Дети:
рубаху.

Воспитатель:
Да, рубаху. Под сарафан женщины надевали белые рубахи.

Загадка:
Дуйся не дуйся
через голову суйся,
попляши день – деньской
и пойдёшь на покой.

Воспитатель:
А сверху повязывали передник (Достать из короба передник и одеть его на себя).

Воспитатель:
- Ещё раз внимательно рассмотрите народный костюм.
- Почему он кажется нам необычным и красивым?

Дети:
Правильно, на костюме есть вышивка.

Воспитатель:
Да, и на переднике и на сарафане и на рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом»
По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом защитой от злых сил.
Вышивка-обереги располагались в определённых местах; на рукавах рубахи, у выреза, на подоле сарафана.
Узор на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.
Узор на сарафане оберегали лёгкие и сердце, и не давали злой силе подойти с низу.
Физминутка «Нитки» (Дети взявшись за руки идут друг за другом под русскую народную песню имитируют движения как нити завязываются в клубок, а затем развязываются)

Воспитатель:
Все эти красивые узоры вышиваем разноцветными нитками.
Сейчас для вышивания используют нитки, которые называются «мулине» (Достаём из короба мулине, разных цветов и раздаём детям)

Воспитатель:
Посмотрите, как необычно они смотаны, потрогайте их, они мягкие, шелковистые.
- Что можно вышивать такими нитками?
Провести ребят и показать:

Дети:
скатерти, салфетки, полотенца, наволочки. (Рассматривают их.) Женщины в старину вышивали не только сарафаны, скатерти, передники, полотенца, но и мужскую одежду (достаём из короба рубаху косоворотку).

Воспитатель:
Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времён берёт своё начало выражение «работать спустя рукава» значит работать кое-как, плохо.
-Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики.

Дети:
Она сшита из другой ткани.

Воспитатель:
Правильно, она сшита из другой ткани
Вспомните, как называется эта ткань?

Дети:
льняная

Воспитатель:
Да, льняная.
- У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому рубаху называют косовороткой.
-Ещё одна особенность рубахи – вышивка на вороте, рукавах и по низу.

Воспитатель:
Как называется такая вышивка?

Дети:
«Крестом»

Воспитатель:
Для чего она была нужна?

Дети:
Защищала от злой силы.

Воспитатель:
Ребята, а что ещё находится поверх рубахи?

Дети:
Пояс.

Воспитатель:
Правильно, пояс. В старину их называли опоясками, кушаками.

Загадать загадку:
Надену – ободом сведёт
сниму – змеёй упадёт
тепла не даёт,
а без него холодно.
Кушаки плели из тесьмы, делали из ткани и кожи.
Пояс был не только частью костюма но и познавательным знаком. Что такое опознавательный знак?

Дети:
В старину были люди богатые и победней, посмотришь на пояс и поймёшь богат человек или беден, у богатого пояс широкий, украшен широким узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нём попроще.

Воспитатель:
Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам или дедушкам. (Дети подходят к своей тесьме и продолжают плести начатый узор) играет спокойная музыка. Плетение пояса.

Воспитатель:
Молодцы ребята, все очень хорошо постарались, у всех красивые пояса получились.
А сейчас, ребята скажите, что новое вы узнали на занятии, что понравилось.

Воспитатель:
- Ребята, русский народ умел не только работать но и отдыхать.
- Русский народ любил водить хороводы, петь песни, и мы с вами поводим хоровод.

Хоровод.