Шевченко Елена Фёдоровна
Персональный сайт воспитателя детского сада "Лучистый" г.Брянск

Конспект занятия в средней группе
«Подсолнухи»

Цель:

Совершенствовать умение детей рисовать, используя нетрадиционные техники.

Программные задачи:

Учить рисовать подсолнухи методом тычка. Закреплять умение правильно держать ватную палочку, кисточку. Расширять знания о растительном мире – подсолнухах.

Развивать умения отгадывать загадки; развивать тактильные чувства; мелкую моторику пальцев рук; способствовать развитию умения поддерживать беседу, опираясь на свой личный опыт.

Воспитывать у детей желание любоваться миром растений; осознавать значимость растений, растущих на Земле; воспитывать умение доводить начатое дело до конца; стараться рисовать аккуратно

Словарь: подсолнечник, тычок.

Методические приёмы: Сюрпризный момент, загадки, беседа, гимнастика для глаз, рассматривание модели подсолнухов, показ приёмов рисования методом тычка, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, самостоятельная работа, анализ.

Предварительная работа: беседа с детьми, чтение рассказов, стихов рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: образец подсолнуха, шаблоны подсолнуха, гуашь жёлтого зелёного и чёрного цветов, кисти щетинистые №4, ватные палочки клеёнки, подставки, салфетки, вода для каждого ребёнка, магнитофон, аудио кассета, макет с подсолнухами.

Использование здоровье сберегающих технологий: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, профилактика формирования правильной осанки

Содержание организованной деятельности детей:

В. - Ребята, посмотрите, какой у нас здесь замечательный «Чудесный мешочек», хотите узнать, что в этом «Чудесном мешочке?»

(Дети должны узнать, используя все чувства обоняния, тактильные возможности, чтобы определить содержимое мешочка)

Д. - Это семечки

В. - А давайте проверим и посмотрим, кто был прав.

В. - (Высыпает в тарелочку семечки) Правильно. Это семечки.

В. - А сейчас ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете какого растения эти семечки.

В. - Загадка:
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке
Как дозреет солнышко.
Будет горстка зёрнышек
(Подсолнух)

Д. - Подсолнуха.

В. - Правильно, ребята, подсолнуха.

В. - Ребята, а вы здесь нигде не видите полянку с подсолнухами?

Д. - Вот она!

В. - Ребята, а давайте мы с вами подойдём поближе к нашей полянке и полюбуемся на наши подсолнухи.

В. - Ребята, а как вы думаете, почему это растение назвали подсолнух (подсолнечник)

Д. - Большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце.

В. - А ещё, ребята, есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать голову цветка, вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух в загадке говорится.
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет
Туда он и глянет

А сейчас, ребята, мы поиграем с нашим солнышком.

«Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце»(Воспитатель берёт в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами)

В. - Ребята, скажите, для чего человек выращивает подсолнухи?

Д. - Семечки подсолнуха можно щелкать, из семечек делают масло, которым можно заправлять салаты, жарить на масле какие-нибудь продукты, и ещё делают сладости, например халву, казинаки.

В. - Да, ребята, в семечках подсолнуха много полезных витаминов. Подсолнух очень красив – как маленькое солнышко. Ребята, а вы хотите, что бы у вас был такой же красивый подсолнух?

Д. - Да!

В. - Тогда, ребята, займите свои места.

В. - У вас на столе шаблоны подсолнечников. Рассмотрите их и скажите, какой формы середина у подсолнуха?

Д. - Круглая.

В. - Давайте обведём пальчиком. Молодцы.

В. - А какой формы лепестки у подсолнуха.

Д. - Овального.

В. - Правильно. Теперь посмотрите на мой подсолнух. Какого цвета середина у подсолнуха?

Д. - Чёрного

В. - Правильно. Какого цвета лепестки?

Д. - Жёлтого.

В. - Правильно. В начале мы нарисуем у наших подсолнухов середину с семечками. Для этого нужно взять волшебную палочку.

«Палочку возьмём вот так…»

Палочку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Палочка пошла тычком,
Застучала «каблучком»
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз…
Всё получится у нас!
(рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.)
(Выполнять движения кистью руки.)
(Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков с краской)

В. - Что бы наши подсолнухи были похожи на солнышко, нужно взять кисть, набрать жёлтую гуашь и затычковать лепестки, Вот так.

В. - Ребята, скажите, а с чего вы начнёте рисовать? Что будете рисовать потом?

Д. - Сначала будем рисовать семечки ватными палочками, чёрной краской. Потом затычковываем кисточкой лепестки жёлтой краской.

В. - Хорошо.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»Золотой подсолнушек,
Лепесточки-лучики.
Он-сыночек солнышка
И весёлой тучки.

Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны.

Утром просыпается,
Солнышком лучится,
Ночью закрываются
Желтые ресницы.

Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются.

Летом наш подсолнушек –
Как цветной фонарик.
Осенью нам чёрненьких
Семечек подарит.

Поочерёдно каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки

Приступаем к работе.
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов»

Под тихую музыку дети рисуют.

Динамическая пауза «Жёлтый подсолнух»

Желтое солнце на землю гладит,
(Руки вверх, потянулись подняли глаза вверх)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
(С поворотом справа налево нарисовать поднятыми руками дугу)

Только жёлтые лучи у него не горячи.
(Наклоны готовы к левому-правому плечу)

Он растёт на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,
(развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, чёрных семечек полна.
(Соединить над головой округлённые руки)

9. Доделывание работы

В. - Ребята, заканчиваем рисовать. Не забудьте промыть кисть и высушить салфеткой. Сейчас возьмите свои подсолнухи и выйдем на полянку. Посмотрите, какая большая полянка получилась из подсолнухов. Давайте полюбуемся ими.

В. - Ребята, чем вы сегодня рисовали?

Д. - Ватной палочкой, щетинистой кистью

В. - Значит, вы сегодня были художниками-волшебниками. Посмотрите, как светло стало в группе от наших маленьких солнышек-подсолнухов.

Воспитатель (вызывает ребёнка к доске и спрашивает его)

- Какой подсолнух тебе понравился больше всех и чем?
(Дети оценивают работы своих товарищей)

В. - Дети, за ваши старание я дарю необычные сладкие подсолнушки.